Привет, Друзья! Сегодня четверг — время Ликбеза на Гитарине. Очередной выпуск это рубрики посвящён группе Алиса.
На канале Джентльмен клаба есть подробный выпуск о группе Алиса — «СВЯТОЗВЕРЬ». Сегодняшний выпуск рубрики Ликбез можно представить в виде краткого содержания этого масштабного видео, продолжительностью почти 3 часа.
Ликбез #7 — Алиса
Итак, здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об одном из самых противоречивых отечественных ансамблей, в музыке которого прослеживается сложный духовный путь от язычества до христианства под знаменами рока. Сегодня мы поговорим о группе «Алиса». Приступим к истории.
У многих группа “Алиса” ассоциируется с фигурой поэта и музыканта Кости Кинчева, на самом же деле он пришёл в готовую группу. Основателем «Алисы» был басист Слава Задерий, объединивший в 1983 году вокруг себя единомышленников из групп «Хрустальный шар» и «Демокритов колодец». Сменив несколько названий ансамбля, среди которых «Дафна» и «Магия», Задерий остановил свой выбор на имени «Алиса», так как в 84-м году музыканты подготовили концептуальную программу «Кривозеркалье» по мотивам «Алисы в Стране Чудес».
В этом же году Задерий знакомится с москвичом Костей Панфиловым (настоящая фамилия Кинчева) из группы «Зона отдыха», и с музыкантами бит-квартета «Секрет» помогает ему записать альбом «Нервная ночь». В скором времени Кинчеву поступает предложение от Задерия занять место вокалиста в «Алисе». В таком виде ансамбль записывает альбом «Энергия». Во время работы над альбомом Кинчев проявляет себя не только как талантливый вокалист, но и как сильный автор песен и потенциальный лидер ансамбля. Две настолько сильных личности как Задерий и Кинчев не могли сосуществовать в рамках «Алисы», и в результате Задерий уходит, основывая новую группы «НАТЕ» (или «Хейт»). Новым составом «Алиса» выступает на 4-м фестивале Ленинградского рок-клуба, где производит фурор, благодаря не только драйвовой нововолновой музыке, но и харизме и сценической пластике Кинчева.
В 87-м ансамбль записывает второй альбом «Блок Ада», решённый в более традиционном хард-роковом ключе, но, как ни странно, отличавшийся более сильной энергетикой, нежели «Энергия». На этом альбоме присутствует несколько знаковых песен – «Красное на черном» – главный боевик «Алисы» до появления «Неба славян», маршевая «Время менять имена» и гипнотическая «Земля». Громкий скандал был связан с песней «Эй ты там на том берегу» из этого альбома.
После одного из концертов в газете «Смена» появилась статья, в которой Кинчева обвиняли в фашизме, так как якобы на концерте он спел «Хайль Гитлер на том берегу». Конечно же это была ложь. После долгих судебных разбирательств, газетой были принесены извинения. Это была маленькая победа человека над идеологической машиной.
За это время с большими перерывами «Алиса» записывает сразу два альбома, увидевших свет в 89-м: cерьёзный «Шестой лесничий», отражающий гражданскую позицию ансамбля, и хулиганский «Ст.206, часть 2», который в скором времени был утерян и найден только в 94-м.
Кроме этого, с весны 88-го года «Алиса» начинает работать над циклом песен, посвящённым Александру Башлачеву, погибшему в феврале 88-го. Программа получила название «Шабаш», от имени Башлачева – саШАБАШлачев.
Концертная ее основа была записана в октябре 1990 года и позже была доработана в студии. Альбом «Шабаш» по праву считается одной из лучших работ «Алисы». Стилистику группы того времени сам Кинчев определял как «жги-гуляй-бит». Из-за плотного гастрольного графика музыкантам долгое время не удавалось зафиксировать новый материал, потому следующий альбом «Для тех, кто свалился с Луны», вышел только в 93-м году. Он был восторженно встречен алисоманами, но получил довольно сдержанные оценки критиков.
В апреле 93-го погибает гитарист «Алисы» и близкий друг Кинчева Игорь «Чума» Чумычкин, что оказало на ансамбль угнетающее воздействие. В 94-м году выходит альбом-реквием его памяти под названием «Черная метка», включавший несколько песен авторства Чумычкина, и выдержаный в стиле хард-рока и хэви-металла. Некоторое время «Алиса» играла с нарочито грязным утяжелённым звуком, после чего в начале 96-го выдает один из самых светлых и лиричных своих альбомов — «Jazz», составленный из ранних песен Кинчева. Этот альбом был переломным, на нем был преодолен духовный кризис в «Алисе».
После этого состав группы несколько раз менялся и с новым гитаристом «Алиса» записывает альбом «Дурень», хитом которого стала песня «Трасса Е-95». После серии концертов, посвящённых 15-летию ансамбля, на которых выступил также Слава Задерий, «Алиса» приступает к записи нового альбома, отражающего интерес Кинчева не только к религии, но и к корням русской культуры, в чем ранее преуспел друг и побратим Кинчева Дмитрий Ревякин из группы «Калинов Мост». Так в 2000 году выходит альбом «Солнцеворот», вызвавший немало споров насчёт не только содержания, но и оформления.
Вскоре новые песни были исполнены в совместной программе Кинчева, Шевчука и Бутусова «Три дороги». К новому 2002 году музыканты «Алисы» записали еще один альбом ранних песен Кинчева – «Танцевать». После этого в истории ансамбля начался новый этап. Кинчев в новых песнях обратился к православию, отказался от выступлений во время церковных постов и начал вести здоровый образ жизни. Это отразилось на новом альбоме «Алисы» «Сейчас позднее, чем ты думаешь» 2003 года. Он примечателен главным хитом поздней «Алисы» – песней «Небо славян».
Следующие 10 лет «Алиса» разрабатывает именно эту тематику, от альбома к альбому утяжеляя звук. Неожиданностью стал остросоциальный припанкованый альбом 2014 года «Цирк», соавтором песен которого стал клавишник “Алисы” Дмитрий «Ослик» Парфенов.
На сегодняшний день «Алиса» – по прежнему один из самых востребованных ансамблей, и армия их фанатов с годами только прирастает. А Константин Кинчев, не смотря на солидный возраст, продолжает будоражить умы провокационными песнями и радовать зрителей на концертах своей неповторимой пластикой.
Ну а я желаю вам осваивать гитару, дабы ваша любимая музыка рождалась под вашими пальцами и звучала вашим голосом. С вами была рубрика Ликбез от Джентльмен клаба, специально для проекта Гитарин. Пока!