Итак, здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о группе, которая доказала, что добротная рок-музыка – это не удел высоколобых интеллектуалов, она может быть вполне пролетарской и не иметь западных корней. Мы поговорим о группе, песни которой стали настоящим современным городским фольклором, обладающим своеобразной отталкивающей притягательностью. Как вы догадались, сегодня мы поговорим об ансамбле «Сектор Газа». Приступим к истории.
Началось все в середине 80-х в городе Воронеж. Юрий Клинских, обычный школьник из рабочей семьи, под влиянием старших братьев, открывает для себя рок-музыку и практически забрасывает учебу в школе. Однако по наставлению отца, поэта-любителя, Юрий продолжает изучать литературу и вскоре начинает сам начинает писать стихи, в которых уживались отличный стиль и техника с ненормативным содержанием.
Отслужив в армии, и устроившись работать инспектором ГАИ, Клинских осваивает гитару и, поддавшись уже всеобщей моде на рок-музыку, начинает писать песни и в 1987 дебютирует на сцене Воронежского рок-клуба. Как ни странно, среди первых написанных песен Юрия, которые он тогда и исполнил в акустике, было уже несколько будущих хитов «Сектора Газа». Например, «Колхозный панк», «Спокойно ночи, малыши» и «Утопленник».
Слушатели были заинтригованы, но настоящий успех случился на следующем фестивале, когда Юрий представил свои веселые матерные песни в сопровождении группы. Ансамбль получил название «Сектор Газа» — так в шутку назывался район, в котором жил Юрий и где располагался рок-клуб. К самому Юрию, увлёкшемуся панк-культурой прицепилось прозвище «Хой», которое он стал использовать как сценический псевдоним. В 1989 году группа записывает сразу несколько магнитоальбомов, которые имеют хождение в основном в рок-клубовской тусовке.
Имея статус звезд воронежского рока, Юрий Хой понимает, что «Сектору Газа» пора выходить на качественно другой уровень, потому он в 1990 году продает свой мотоцикл и на вырученные деньги записывает альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрена вошь» в профессиональной студии. Голодная до всего запретного, советская публика принимает на ура песни о провинциальной и деревенской жизни, в которых Клинских не стеснялся в выражениях, описывая приключения героев своих произведений. Уже через год «Сектор Газа» записывает альбом «Ночь перед рождеством» в Москве и начинает активно выступать.
Успех у публики был оглушительный, и группу больше не могут игнорировать официальные СМИ, потому вскоре фирмой «Мелодия» издается перезаписанный, правда, в несколько цензурированом варианте «Колхозный панк», и «Сектор Газа» появляется на центральном телевидении. На группу накатывает новая волна популярности и гастрольный график становится еще более жестким. Несмотря на развал Советского Союза, от которого пострадали практически все топовые рок-группы, «Сектор Газа» не только продолжил выступать, но и продавать свои записи многотысячными тиражами. Альбомы «Гуляй, мужик», «Нажми на газ», «Танцы после порева», сохраняя стилистику народности, делают шаг вперед в техническом плане, что отражается и на живых выступлениях группы. Состав ансамбля усиливает второй гитарист, а басиста заменяет секвенсор. Такое звучание становится фирменным почерком «Сектора Газа».
Своеобразным, но успешным экспериментом становится панк-опера «Кащей бессмертный» 1994 года, где арии героев написаны на мотив композиций групп «Red Hot Chili Peppers», «Queen» «Ace of Base» и других. Альбом получился настолько успешным, что группа даже начала работать над видеоверсией оперы, но работа так и не была закончена.
После очередных изменений в составе, в 1996 году «Сектор Газа» записывает неожиданно серьёзный альбом «Газовая атака», где Юрий Хой предстал в облике не веселого матершинника, а тонкого лирика. Изменение стилистики пошло на пользу группе, и песни «З0 лет», «Туман», «Твой звонок» попадают в ротацию крупнейших радиостанций. В 1997 году выходит более традиционный альбом «Наркологический университет миллионов», отмеченный одним из главных хитов всего творчества группы – композицией «Пора домой». Именно эта песня позволила «Сектору Газа» выступить в Лужниках и даже на Красной площади 9 мая 1999 года.
Из-за кризиса 1998 года состав группы пришлось сократить до клавишника и гитариста, однако работа над новым материалом не прекращалась. Музыканты записали альбом ремиксов и готовились к изданию очередного номерного альбома, однако 4 июля 2000 года происходит трагическое событие – от сердечного приступа умирает Юрий Клинских. Последняя запись группы «Восставший из ада» уходит уже после смерти Юрия. После этого группа прекращает свое существование.
В начале нулевых появляется сразу несколько групп «Ex-Сектор Газа», «Сектор Газовой Атаки» и «С. Г.», к которым причастны музыканты, в разное время игравшие в «Секторе Газа». Эти группы стали продолжателями музыкальной эстетики «Сектора Газа», однако без харизмы Юрия Хоя это совершенно не то, и они не снискали большого успеха.
Ансамбль «Сектора Газа» давно стал классикой русского рока. К нему можно по разному относиться, но нельзя отрицать влияние их музыки не только на отечественную культуру, но и на общество, тем более, что песни Юрия Клинских даже спустя 15 лет после его ухода продолжают звучать во дворах, на сценах клубов, на кухнях и в казармах. А это что-то да значит.
На этом все, ну а я желаю вам осваивать гитару, дабы ваша любимая музыка рождалась под вашими пальцами и звучала вашим голосом. С вами была рубрика Ликбез от Джентльмен клаба, специально для проекта Гитарин. Пока!