Итак, табы имеют вид 6 горизонтальных линий, обозначающих струны гитары.
Верхняя линия является самой тонкой струной, а нижняя самой толстой. Цифры — это номера ладов. «0» обозначает открытую струну, а любая другая цифра — лад, на котором необходимо прижать струну (1 — первый лад, 2 — второй, и т.д).
Если цифры расположены в столбик друг над другом, то это обозначение аккорда, и все ноты в нём необходимо сыграть одновременно. На картинке вы можете увидеть изображение аккорда до-мажор (С).
В большинстве табулатур схема боя обозначается вертикальными стрелками вверх и вниз. Стрелка вверх обозначает движение руки вниз, а стрелка вниз — движение руки вверх.
Если аккорд играется не боем а перебором, то после цифр обычно располагаются выгнутые линии (лиги), обозначающие то, что нота продолжает звучать во время извлечения следующих нот.
Как научиться читать приёмы звукоизвлечения в табулатурах
Рассказывая о том как читать табулатуры, нельзя не упомянуть о различных приёмах звукоизвлечения и об их обозначениях. Это довольно распространённые приёмы и, надеемся, всем они известны. На всякий случай, мы сняли видео-примеры того, как играть тот или иной приём на гитаре.
Хамер он (Hammer-On)
Хамер он — это молоточкообразный удар по струнам пальцами левой руки. В этом приёме играются восходящие ноты (от более низкой к более высокой).
В нашем случае, зажимаем 3-ю струну на 3-м ладу и извлекаем звук правой рукой (пальцем или медиатором), а следующую ноту берём ударом свободного пальца по той же струне, на 5-м ладу.
Пул оф (Pull-Off)
Техника Pull-off заключается в «сдёргивании» струны вверх или вниз пальцами левой руки, то есть исполняются нисходящие ноты (от более высоких к более низким).
В нашем случае медиатором играем только первую ноту на 3-й струне на 7-м ладу, после чего палец сдергивается вниз, тем самым извлекая звук на той же струне но на 5-м ладу.
Хамер он + Пул оф (Hammer-On & Pull-Off)
Зажимаем 3-ю струну на 5-м ладу и извлекаем звук медиатором или пальцем, а следующую ноту берём ударом свободного пальца по той же струне на 7-м ладу. После чего сдергиваем с 7-го лада палец вниз (без участия правой руки), оставляя звучать ноту на 5-м ладу на той же струне.
Бенд или подтяжка (Bend)
Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу, извлекаем звук медиатором, и подтягиваем её вверх на тон (до звучания ноты «ля» на 10-м ладу, 2-й струне). Следующий бенд играем на той же струне на 7-м ладу. Извлекаем звук, и подтягиваем на пол тона (до звучания ноты «соль» на 8-м ладу, на 2-й струне).
Бенд с возвратом (Bend/Release)
Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу, извлекаем звук медиатором, и подтягиваем струну вверх на тон, после чего возвращаем звучащую струну в исходное положение.
Обратный бенд (PreBend/Release )
Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу и подтягиваем струну вверх на тон. Извлекаем звук медиатором, после чего возвращаем звучащую струну в исходное положение.
Слайд (Slide)
Этот приём представляет собой переход от ноты к ноте с помощью скольжения по струне пальцами левой руки.
Выполняется он так: зажимаем 3-ю струну на 5-м ладу, извлекаем звук, и передвигаем палец выше по грифу на 7-й лад.
Обратный слайд
Зажимаем 3-ю струну на 7-м ладу, извлекаем звук, и передвигаем палец ниже по грифу на 5-й лад.
Короткий форшлаг (Vorschlag)
Форшлаг с немецкого можно перевести как «предударный». Иными словами — это короткая нотка, которая исполняется перед основной нотой. В нашем случае форшлаг исполняется приёмом hammer-on (можно исполнять любыми из вышеперечисленных приемов), но играть необходимо гораздо быстрее.
Зажимаем 3-ю струну на 5-м ладу, извлекаем звук медиатором или пальцем, а следующую ноту быстро берём ударом свободного пальца по той же струне на 7-м ладу.
Вибрато (Vibrato)
Прием Вибрато заключается в колебании струны с небольшой амплитудой. Этот прием схож по сути с бендом — струна то подтягивается, то опускается, но с большей скоростью. Можно исполнять как «вверх и обратно», так и «вниз и обратно».
Вибрато обозначается волнистой линией над нотой. В нашем случае зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу одновременно двумя или тремя свободными пальцами. Затем извлекаем звук, и делаем ритмичные микробэнды.
Широкое вибрато (Wide Vibrato)
То же обычное вибрато, только бенды исполняются на полтона, а иногда и на тон. Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу одновременно двумя или тремя пальцам. Потом извлекаем звук, и делаем ритмичные бенды на пол тона.
Глушение ладонью или мьют (Palm Mute)
Выполняется путём касания ребра и мякоти ладони в непосредственной близости от верхнего порожка и струнодержателя, тем самым создавая эффект глушения.
В нашем случае берём рифф аккорда E5 (5-я струна 7-й лад, 4-я струна 9-й лад). Прижимаем ребро ладони около верхнего порожка и движением медиатора вниз извлекаем звук.
Заглушенные ноты (Dead Note)
Не снимая левой руки со струн, приподымаем её от грифа и извлекаем правой рукой звук движениями вниз-вверх.
Натуральный флажолет (Natural Harmonic)
Флажолет – это, по сути, обертон, то есть призвук колеблющейся струны.
Сыграть флажолет можно следующим образом. Необходимо прикоснуться пальцем к любой струне, 12-го, 7-го, или 5-го лада, не прижимая его к грифу. Затем извлекаем звук правой рукой, и как можно быстрее приподнимаем палец левой руки со струны.
Также, в статье о том, как читать табы, не обойтись без разговора о ритме. Это одновременно и одна из важных тем, и одна из самых сложных. Но без неё нам никак не раскрыть тему до конца.
Размер — это дробь, в которой верхняя цифра указывает на то, сколько долей (ударов) в одном такте, а нижняя цифра показывает какой они длительности. Размеры бывают разные 4/4 – обычный размер, 3/4 – вальс, 2/4 – полька, и. т.д.
Темпом в музыке называется скорость течения музыкального произведения.
Нумерация тактов. В табулатуре и в нотной записи такт — это совокупность определенного количества нот и пауз (прописанных в размере), заключённых между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями.
Длительность нот и пауз
Длительность — это условная продолжительность звучания ноты во времени (по количеству ударов метронома). Основная единица длительности считается целая нота, которая содержит в себе две половинных. Половинная содержит две четвертых, четвертая — две восьмых и так далее. Как видно — просто происходит деление на два.
В видеопримере мы взяли ноту «ля» на 3-й струне на 2-м ладу и поочередно демонстрировали различные длительности звучания нот (чтобы наглядно показать мы использовали метроном с темпом 100 ударов в минуту в размере 4/4): целая нота играется на каждые четыре удара метронома, половинная – на каждые два удара, четвертная – на каждый удар по звуку, восьмая – на каждый удар по два звука, шестнадцатая – на каждый удар по четыре звука.
Пауза — моменты, когда звуки не звучат. Паузы также имеют свою длительность и специальные обозначения. Все принципы длительности для пауз сохраняются в соответствии с принципами длительности нот.
Ноты с точками. Точка добавляет ровно половину длительности ноты. Если указана четвертная нота с точкой, то это следует читать как четвертная нота + восьмая нота.
Группы нот. Это обозначение актуально для восьмых, шестнадцатых, и т.д. (т.е. нот с флажками). Если ноты, стоящие одна за одной, имеют одну длительность, то они могут объединяться единым флажком в группы по 2, 4, 8 нот, для удобного чтения.
Триоли (Triplet)
Это деление между двумя нотами на три звука, отрезки которых равны по длительности между собой. В табулатурной записи под или над триолью ставится цифра «3». Самыми распространенными являются восьмые триоли (как показано на рисунке).