Друзья! Сегодня 10-й, юбилейный выпуск рубрики «Ликбез» на Гитарине! Посвящён он творчеству группы «Ляпис Трубецкой».
Ликбез — о группе «Ляпис Трубецкой»
Итак, здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о белорусской группе, история и музыка которой прошла по невероятной траектории от околотеатрального андеграунда, через стадионные концерты с поп-исполнителями к революционному оппозиционному подполью. Думаю, вы догадались, что сегодня мы поговорим об ансамбле «Ляпис Трубецкой». Приступаем к истории.
Все началось осенью 1989 года, когда группа дебютировала в Минске на фестивале «Тры колеры». Изначально «Ляпис Трубецкой» был группой виртуальной, так как музыканты под предводительством Сергея Михалка, студента Белорусского государственного университета культуры и искусств, собирались исключительно на концертах. До этого Михалок имел сценический опыт, он периодически выступал на студенческих конкурсах, исполняя свои песни под аккордеон. Однако успех на нескольких последующих выступлениях убедил музыкантов в целесообразности занятий музыкой не только как хобби, и ансамбль «Ляпис Трубецкой» приступил к репетициям.
Кстати, название коллектива позаимствовано из романа Ильфа и Петрова «12 стульев», в котором поэт-халтурщик Никифор Ляпис публиковал свои стишки под псевдонимом Трубецкой. В скором времени группе даже стали платить за выступления, что не могло не радовать музыкантов. Их популярность, пусть и локальная, постепенно набирала обороты.
И вот уже в 1994-м «ляписы» выступают на минском фестивале «КГ. Сердитый праздник» на одной сцене с такими величинами как «Чайф» и «Два самолета». О группе начала положительно отзываться пресса, а каждое следующее выступление вызывало бурю восторга у публики. Назрела необходимость записи альбома. Потому в 1995-м музыканты записывают один из своих концертов и издают как лайв-альбом под названием «Любови пакец» тиражом 100 экземпляров, из которых продалось всего 20.
Прорыв случается в 1996-м, когда «ляписы» записывают первый профессиональный альбом «Ранетое серце», который разошелся тиражом более чем 20 тысяч экземпляров. После этого «Ляпис Трубецкой» становится одной из главных групп Белоруссии. Немаловажным фактором успеха была большая доля юмора в песнях «ляписов». Их композиции носили почти пародийный характер и высмеивали штампы постсоветской поп-сцены, с ее примитивной любовной лирикой. «Ляписы» к этому примешивали простонародные речевые обороты и обрамляли свое звучание духовыми инструментами, что придавало их музыке фольклорный оттенок.
Слухи о группе быстро распространяются, и в скором времени за право издания второго альбома «ляписов» «Ты кинула» на CD борются сразу несколько московских фирм. Альбом имел ошеломительный успех, половина песен становится радиохитами, а на ТВ регулярно ротируется клип на композицию «Ау», снятый на советский фотоаппарат «Зенит». Во время записи альбома из группы уходит скрипач и второй вокалист Виталий Дроздов, его заменяет Павел Булатников, участник минского дуэта «Лицей».
Весой 1999 года «ляписы» выпускают новый альбом «Красота», в этот раз их музыкальный маятник качнулся в более роковую сторону в звучании, но тексты по прежнему были стилизованы под дворовую лирику.
Следующая работа музыкантов – альбом «Тяжкий» 2000 года — продолжил эту тенденцию, но, как следует из названия диска, с еще более утяжеленным звучанием. Альбом был высоко оценен критиками, но получил распространение в основном лишь среди фанатов «Ляписа Трубецкого», так как ТВ и радио отказывались крутить песни с неформатным звуком. Ситуацию изменил вышедший через полтора года альбом «Юность», на котором была найдена золотая середина между роковым звучанием и эстрадными юморными текстами.
После большого концертного тура ансамбль начинает работать над новым альбомом. Предпринималось несколько попыток записи, но Сергей Михалок остался недоволен звучанием. Позже к работе был привлечен белорусский звукорежиссер Андрей Жуков, с которым «ляписы» писали альбом «Ранетое сердце». На этот раз звук получился что надо и в 2004 альбом был издан под названием «Золотые яйцы». Он отличался драйвовым бескомпромиссным звучанием и был выдержан в стилях ска и поп-панк. В это же время «ляписы» пишут музыку для кино, которая позже выходит в виде номерного альбома под названием «Мужчины не плачут».
В 2007-м группа окончательно отходит от стебного поп-рока и записывает альбом «Капитал» с социальным подтекстом, на одноименную песню из которого выходит зрелищный анимационный клип.
С этого времени стилистика “Ляписа Трубецкого” бесповоротно меняется. Группа берет курс на новую целевую аудиторию – контркультурную молодежь. Круто меняется и сам Михалок, он бреется налысо, занимается боксом и худеет на 30 килограмм. Из плоховатого почти комического персонажа, поющего о своих любовных неудачах, он превращается в поджарого и решительного революционера.
Это отражается в последующих работах «Ляписа Трубецкого» – альбомах «Манифест» и «Культпросвет», на обложке которого Михалок изображен в образе Маяковского. Естественно, большая часть старой публики отсеивается и «ляписы» снова становятся андеграундной группой. Небольшим лирическим отступлением становится альбом «Веселые картинки», наполненый взрослой философской лирикой. Главными номерами альбома стали белорусскоязычная «Грай», «Шут», «Я верю» и «Африка», которая является кавером на группу «Комитет охраны тепла».
В скором времени «ляписы» попадают в список групп, запрещенных к упоминанию в белорусских СМИ. Несколько их концертов отменяются. Это была закономерная реакция на бунтарские песни ансамбля и на смелые высказывания Сергея Михалка. С этого момента группа перестает выступать в Белоруссии. Ответом «ляписов” становятся еще более ожесточенные песни на альбомах «Рабкор» и «Матрешка», стилистику которых Михалок определяет как «ска-кор». Песня «Воины света» из «Матрешки» стала настоящим революционным гимном, сравнимым с «Перемен» группы «Кино».
К сожалению, «Матрешка» стал последним альбомом группы. 30 августа 2014 года ансамбль дал свой последний концерт в Воркуте, после чего по идеологическим причинам пути музыкантов разошлись. Часть из них во главе с Михалком образовали группу «Brutto», а другая часть во главе с Павлом Булатниковым — группу «Trubetskoy». Так была поставлена точка в истории «Ляписа Трубецкого». Но пусть вас это не расстраивает, дорогие друзья, ведь это дало жизнь двум новым , но уже опытным музыкальным коллективам, а это значит , что музыки от музыкантов «Ляписа Трубецкого» теперь стало в два раза больше.
На этом все, на у я желаю вам осваивать гитару, дабы ваша любимая музыка рождалась под вашими пальцами и звучала вашим голосом. С вами была рубрика Ликбез от Джентльмен Клаба, специально для проекта Гитарин. Пока!
Группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ
Друзья! Сегодня 10-й, юбилейный выпуск рубрики «Ликбез» на Гитарине! Посвящён он творчеству группы «Ляпис Трубецкой».
Уже традиционно, благодарим Антона Цюпко и его Джентльмен клаб за очередной подготовленный выпуск. И поздравляем с первым творческим юбилеем в рамках нашего проекта. :) ;)
Ликбез #10 — Ляпис Трубецкой
Ликбез — о группе «Ляпис Трубецкой»
Итак, здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о белорусской группе, история и музыка которой прошла по невероятной траектории от околотеатрального андеграунда, через стадионные концерты с поп-исполнителями к революционному оппозиционному подполью. Думаю, вы догадались, что сегодня мы поговорим об ансамбле «Ляпис Трубецкой». Приступаем к истории.
Все началось осенью 1989 года, когда группа дебютировала в Минске на фестивале «Тры колеры». Изначально «Ляпис Трубецкой» был группой виртуальной, так как музыканты под предводительством Сергея Михалка, студента Белорусского государственного университета культуры и искусств, собирались исключительно на концертах. До этого Михалок имел сценический опыт, он периодически выступал на студенческих конкурсах, исполняя свои песни под аккордеон. Однако успех на нескольких последующих выступлениях убедил музыкантов в целесообразности занятий музыкой не только как хобби, и ансамбль «Ляпис Трубецкой» приступил к репетициям.
Кстати, название коллектива позаимствовано из романа Ильфа и Петрова «12 стульев», в котором поэт-халтурщик Никифор Ляпис публиковал свои стишки под псевдонимом Трубецкой. В скором времени группе даже стали платить за выступления, что не могло не радовать музыкантов. Их популярность, пусть и локальная, постепенно набирала обороты.
И вот уже в 1994-м «ляписы» выступают на минском фестивале «КГ. Сердитый праздник» на одной сцене с такими величинами как «Чайф» и «Два самолета». О группе начала положительно отзываться пресса, а каждое следующее выступление вызывало бурю восторга у публики. Назрела необходимость записи альбома. Потому в 1995-м музыканты записывают один из своих концертов и издают как лайв-альбом под названием «Любови пакец» тиражом 100 экземпляров, из которых продалось всего 20.
Прорыв случается в 1996-м, когда «ляписы» записывают первый профессиональный альбом «Ранетое серце», который разошелся тиражом более чем 20 тысяч экземпляров. После этого «Ляпис Трубецкой» становится одной из главных групп Белоруссии. Немаловажным фактором успеха была большая доля юмора в песнях «ляписов». Их композиции носили почти пародийный характер и высмеивали штампы постсоветской поп-сцены, с ее примитивной любовной лирикой. «Ляписы» к этому примешивали простонародные речевые обороты и обрамляли свое звучание духовыми инструментами, что придавало их музыке фольклорный оттенок.
Слухи о группе быстро распространяются, и в скором времени за право издания второго альбома «ляписов» «Ты кинула» на CD борются сразу несколько московских фирм. Альбом имел ошеломительный успех, половина песен становится радиохитами, а на ТВ регулярно ротируется клип на композицию «Ау», снятый на советский фотоаппарат «Зенит». Во время записи альбома из группы уходит скрипач и второй вокалист Виталий Дроздов, его заменяет Павел Булатников, участник минского дуэта «Лицей».
Весой 1999 года «ляписы» выпускают новый альбом «Красота», в этот раз их музыкальный маятник качнулся в более роковую сторону в звучании, но тексты по прежнему были стилизованы под дворовую лирику.
Следующая работа музыкантов – альбом «Тяжкий» 2000 года — продолжил эту тенденцию, но, как следует из названия диска, с еще более утяжеленным звучанием. Альбом был высоко оценен критиками, но получил распространение в основном лишь среди фанатов «Ляписа Трубецкого», так как ТВ и радио отказывались крутить песни с неформатным звуком. Ситуацию изменил вышедший через полтора года альбом «Юность», на котором была найдена золотая середина между роковым звучанием и эстрадными юморными текстами.
В 2007-м группа окончательно отходит от стебного поп-рока и записывает альбом «Капитал» с социальным подтекстом, на одноименную песню из которого выходит зрелищный анимационный клип.
С этого времени стилистика “Ляписа Трубецкого” бесповоротно меняется. Группа берет курс на новую целевую аудиторию – контркультурную молодежь. Круто меняется и сам Михалок, он бреется налысо, занимается боксом и худеет на 30 килограмм. Из плоховатого почти комического персонажа, поющего о своих любовных неудачах, он превращается в поджарого и решительного революционера.
В скором времени «ляписы» попадают в список групп, запрещенных к упоминанию в белорусских СМИ. Несколько их концертов отменяются. Это была закономерная реакция на бунтарские песни ансамбля и на смелые высказывания Сергея Михалка. С этого момента группа перестает выступать в Белоруссии. Ответом «ляписов” становятся еще более ожесточенные песни на альбомах «Рабкор» и «Матрешка», стилистику которых Михалок определяет как «ска-кор». Песня «Воины света» из «Матрешки» стала настоящим революционным гимном, сравнимым с «Перемен» группы «Кино».
К сожалению, «Матрешка» стал последним альбомом группы. 30 августа 2014 года ансамбль дал свой последний концерт в Воркуте, после чего по идеологическим причинам пути музыкантов разошлись. Часть из них во главе с Михалком образовали группу «Brutto», а другая часть во главе с Павлом Булатниковым — группу «Trubetskoy». Так была поставлена точка в истории «Ляписа Трубецкого». Но пусть вас это не расстраивает, дорогие друзья, ведь это дало жизнь двум новым , но уже опытным музыкальным коллективам, а это значит , что музыки от музыкантов «Ляписа Трубецкого» теперь стало в два раза больше.
На этом все, на у я желаю вам осваивать гитару, дабы ваша любимая музыка рождалась под вашими пальцами и звучала вашим голосом. С вами была рубрика Ликбез от Джентльмен Клаба, специально для проекта Гитарин. Пока!
P.S. Напомним, что на Гитарине есть очень полезная статья, о том как читать табы в Guitar Pro.
Подписывайся на наш YouTube-канал!